Саморегулируемая организация Союз

"Межрегиональное объединение проектировщиков и экспертов"





Как Минстрой России разбирается в проблемах ценообразования в строительстве, возникших до образования ведомства

Как Минстрой России разбирается в проблемах ценообразования в строительстве, возникших до образования ведомства

Во вторник, 15 сентября, в Москве состоялась пресс-конференция заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Александра Кинева и замначальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Филимонова, посвященная вопросам нарушения антимонопольного законодательства при разработке и применении государственных сметных нормативов. Это мероприятие подвело итоги длившейся много лет истории, связанной со злоупотреблениями в отношении сметных нормативов, которые привели к завышению стоимости строительства многих объектов, возводившихся на деньги государства.

В ходе расследования ФАС было установлено, что в марте 2008 года между Министерством регионального развития РФ — а именно оно тогда занималось сметными нормативами, ФГУ (ныне — ФАУ) «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФЦЦС), ООО «Госстройсмета» было заключено соглашение, которое, как считает ФАС, преследовало цель установить контроль над доступом к государственным сметным нормативам и прочей информации в сфере ценообразования в строительстве, их распространением и использованием в личных целях группы лиц, аффилированной с бывшим руководством ФГУ «ФЦЦС».

Расследование этой истории длилось долго. В 2011 году, например, ФАС выдало после проверки заключение о том, что в действиях ФЦЦС признаков нарушения антимонопольного законодательства не видит. А вот в отношении Минрегиона были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции», которые заключались в бездействии министерства в части невнесения изменений в устав подведомственного ему учреждения (устав не содержал исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением).

Вопрос о сметных нормативах остро встал во время строительства Олимпийского Сочи. Тогда нарекания вызвали индивидуальные сметные нормативы и индивидуальные коэффициенты (прогнозные индексы) пересчета справочных цен 1984 года в текущие, которые разрабатывались ФЦЦС. Как сообщали СМИ, цены на сваи, например, выросли тогда в несколько раз. ФАС вынесла Минрегиону предписание — перестать рекомендовать программы от ООО «Госстройсмета» (одного из субподрядчиков ФЦЦС) при заказе строительных смет. Как рассказали вчера на пресс-конференции представители ФАС, Минрегион ограничился отписками. После чего антимонопольщики взяли паузу в несколько лет, несмотря на то, что история продолжилась.

На этой же пресс-конференции на вопрос корреспондента «СГ» Андрей Филимонов отметил, что вплотную к расследованию, о результатах которого и докладывалось на пресс-конференции, ФАС приступила «около года назад». То есть тогда, когда Минрегион был фактически упразднен. И руководитель ФАУ «ФЦЦС» Евгений Ермолаев попал под пристальное внимание руководства Минстроя России, которому, после образования в ноябре 2013 года, досталась сфера ценообразования в строительстве. Уже в декабре 2014 года Ермолаев был уволен приказом ведомства, хотя в профессиональном сообществе считался «священной коровой», которую никто не может снять с занимаемой ключевой в отрасли должности.

Как следует из материалов Минстроя России, фактически работа по устранению нарушений в сфере ценообразования началась сразу после создания нового министерства: были проведены проверки деятельности ФАУ «ФЦЦС», показавшие неэффективность и непрозрачность схемы ценообразования. Было выявлено, что при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, объективность оценок которых вызвала серьезные вопросы.

Кроме того, ведомство начало работу по реформированию системы ценообразования в области строительства. Сегодня в Минстрое разработан принципиально новый подход, который реализуется в настоящий момент в соответствии с дорожной картой, утвержденной правительством РФ. Главным принципом новой системы ценообразования является «отказ от участия коммерческих структур в вопросах ценообразования и переход к государственному заданию по формированию исчерпывающей базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов».

Со своей стороны, наконец, завершила расследование и ФАС: 18 августа 2015 года Федеральная антимонопольная служба РФ признала ряд органов власти и юридических лиц нарушителями статьи 16 федерального закона «О защите конкуренции». В их числе — Минрегион, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Госстрой), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), ФАУ «ФЦЦС», ООО «Госстройсмета», НКО «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив». Статья запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти и организациями, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В ходе пресс-конференции замруководителя ФАС Александр Кинев отметил, что Минстрой России сотрудничает с ФАС по данному делу и фигурирует здесь исключительно как правопреемник Госстроя и Минрегиона. Ему предписано обеспечить доступность сметных нормативов на сайте ведомства до 1 января 2016 года. Как сообщают в министерстве, федеральный перечень и ссылки на сметные нормативы регионального и территориального уровня уже есть на сайте. И подчеркивают, что ведомство продолжит реализацию дорожной карты по созданию новой системы ценообразования, которуюутвердило в правительстве еще до окончания расследования ФАС.

Владимир ТЕН, "Строительная газета"

Органы власти и вышестоящие организации